Последнее время распространены споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами по поводу непроявления налогоплательщиками должной осмотрительности при заключении контрактов (договоров, соглашений).
Суть споров такова: Вы заключили договор (например, возмездного оказания услуг, поставки, подряда), оплатили услуги (товар, работы) и приняли к зачету НДС на основании ст.ст.171, 172 Налогового кодекса РФ. Проходит время и по результатам проверки налоговый орган составляет акт о привлечении Вас к ответственности за нарушение налогового законодательства, а также доначисляет НДС плюс штрафы и пени. А всё потому, что Ваш контрагент, по мнению налогового органа, отвечает признакам «фирмы-однодневки». К таким признакам относят массовость адреса, массовость исполнительного органа и/или участников, отсутствие в штате сотрудников, платежей за аренду офиса, электроэнергию, а также отсутствие сайта контрагента и пр. И теперь начинается гонка: возражения на акт, жалоба в УФНС, иск в суд и т.д. Везде Вам необходимо доказывать, что Вы предприняли все действия для проверки добросовестности контрагента и даже это не гарантирует Вам отмену решения налогового органа, а судебная практика складывается не в пользу налогоплательщиков.
НО ЕСТЬ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ!
Суды признают за налогоплательщиком право принять НДС к вычету, в частности
Постановление ФАС СКО от 05.06.2008 № Ф08-3098/2008, оставленное в силе
Определением ВАС РФ от 15.08.2008 № 5717/08), используя такие доводы:
- налоговая инспекция не доказала отсутствие реальных хозяйственных операций между фирмой и ее поставщиками и, соответственно, необоснованность получения налоговой выгоды;
- не представлено доказательств того, что фирма знала о нарушениях, допущенных ее контрагентами;
- на компанию не может быть возложена ответственность за другие организации, которые являются самостоятельными налогоплательщиками;
- налоговое законодательство не связывает право фирмы на зачет налога с фактами уплаты или неуплаты НДС в бюджет ее контрагентами.
Более того,
Определением ВАС РФ от 18.04.2008 № 5513/08 разъяснено, что такие обстоятельства, как неисполнение поставщиками своих налоговых обязательств и ненахождение их по юридическим адресам, не могут служить достаточным основанием для признания покупателя недобросовестным и не проявившим должной осмотрительности при совершении хозяйственных операций. Таким образом, право на вычет НДС считается установленным, а расходы являются обоснованными и документально подтвержденными. Также ООО «Центр правовой помощи «Цитадель» рекомендует ссылаться на п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", которым установлено, что
факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. В данном Постановлении и в Письме ФНС от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84 указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, а деятельность налогоплательщика направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Чтобы минимизировать риски возникновения претензий налоговиков перед заключением контрактов следует проверять своих контрагентов на добросовестность и руководствоваться можно Приказом ФНС России от 20.05.2007 №ММ-3-06/333@. Однако, учитывая, что понятие должной осмотрительности законодательно не урегулировано, поэтому и перечень необходимых действий и документов не может быть исчерпывающим, поэтому следует использовать и другие ресурсы (сохранять скрины сайтов, запрашивать рекомендации, договоры аренды пр.). ТАКИЕ СТАРАНИЯ ВЫПОЛНИТЬ НОРМЫ ПЛОХОСФОРМУЛИРОВАННОГО ЗАКОНА МОГУТ ПРИВЕСТИ К ПОТЕРЕ КОНТРАГЕНТОВ.
После вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 №134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", которым снят режим налоговой тайны с части сведений, имеющихся в распоряжении налоговых органов, стало немного проще и сами проявить так называемую осмотрительность и меньше тревожить контрагентов снизив риски расторжения или отказа в заключении договоров. Так, с 01 июня 2016 г. не являются налоговой тайной следующие сведения: о среднесписочной численности работников; об уплаченных организацией суммах налогов и сборов; о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам при их наличии; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Сообщается, что указанные сведения будут размещены до 01.07.2017 в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России, что предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
ДРУГИЕ СТАТЬИ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ МОЖНО ПРОЧЕСТЬ НА САЙТЕ ИЛИ В СОЦСЕТЯХ:
http://cppcitadel.ru/blog https://www.instagram.com/cpp.citadel/ https://www.facebook.com/CPP.Citadel/